Территории, где 13 марта пройдут выборы Заксобраний, можно разделить на четыре группы. В каждой из них можно делать свой прогноз на стартовавшую предвыборную гонку и последующие итоги голосо
Территории, где 13 марта пройдут выборы Заксобраний, можно разделить на четыре группы. В каждой из них можно делать свой прогноз на стартовавшую предвыборную гонку и последующие итоги голосования. Об этом корреспонденту ИА REGNUM руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков .
В первую группу он выделяет северные регионы, где выборы традиционно обходятся без сюрпризов. Здесь элита консолидирована, оппозиция на региональном уровне слаба, а «партия власти» без труда получает высокие результаты. Это Чукотка и Югра.
«В регионах второй группы внутриэлитные конфликты часто сочетаются с игрой местных политиков на межнациональных противоречиях. Это Адыгея и Дагестан. Однако прошлые выборы в Госсовет Адыгеи проходили на фоне противостояния тогдашнего президента республики Хазрета Совмена с влиятельной внутриэлитной группой, добивавшейся его отставки. Слухи о возможном присоединении республики к Краснодарскому краю стали поводом для акций протеста «Черкесского конгресса». Сейчас такого накала внутриэлитных конфликтов не наблюдается, а многие из них перед выборами временно затихли», — подчеркивает Нейжмаков.
«Тот же член Совета Федерации Аслан Хашир , в феврале 2010 года подвергший резкой критике руководство республики, в конце того же года высоко оценил деятельность главы региона, — продолжает эксперт. — Оказались нейтрализованы и некоторые главы районов, конфликтовавшие с руководством республики. Так, решением суда был дисквалифицирован глава Кошехабльского района Нальбий Тхаркахов . Тема присоединения Адыгеи к соседнему региону также отошла на второй план. Национальные черкесские организации находят и другие темы для протеста — например, борьбу против Олимпиады в Сочи, но эти лозунги не так популярны. В Дагестане же, как показали предыдущие выборы Народного Собрания, сама предвыборная кампания вполне предсказуема и заканчивается высоким результатом «партии власти». Скандальными могут оказаться сопутствующие муниципальные выборы и процесс подведения итогов голосования».
К третьей группе относятся регионы с давними внутриэлитными конфликтами и достаточно сильной оппозицией. Это Калининградская и Тверская области. Нейжмаков напоминает, что оба региона находились под управлением губернаторов-«варягов» (причем Тверская область находится и сейчас) и оба связаны с громкими политическими скандалами. Калининградская область — с массовым антиправительственным митингом 30 января 2010 года, Тверская — с неоднократными провалами » Единой России » на муниципальных выборах. «Предвидя сложности для «партии власти» в этих регионах, ее кураторы попытались спасти положение, решив две основные задачи. С одной стороны, удалив непопулярного губернатора. В Калининградской области прошлым летом ушел с должности Георгий Боос , в Тверской — пока обошлось тем, что Дмитрия Зеленина не включили в избирательный список единороссов. С другой, попыта
2538
вшись максимально консолидировать местные элиты вокруг «Единой России» . Отсюда — появление в списках «медведей» большинства знаковых фигур региональной политики. Обе меры могут немного снизить накал оппозиционных настроений, а против оппозиции играет ее разобщенность. Например, на в самом западном российском регионе протестный избиратель разделится между КПРФ , » Патриотами России «, «Яблоком» (куда вошло двое депутатов-перебежчиков из рядов единороссов) и частично — между ЛДПР и эсерами. Несколько известных оппозиционных лидеров региона, в их числе Соломон Гинзбург , Витаутас Лопата , Константин Дорошок идут на выборы, как самовыдвиженцы», — отметил Михаил Нейжмаков.
Наконец, четвертая группа — это регионы, где элита в целом консолидирована. Сюда входят Курская, Нижегородская, Кировская, Тамбовская, Оренбургская области, республика Коми. «Так, даже в Кировской области, где губернатор Никита Белых не возглавляет список «Единой России», с ней идут на выборы вице-премьеры областного правительства Александр Галицких и Олег Казаковцев . Выход из партии отдельных функционеров не несет для нее серьезной опасности. В Нижегородской области давний оппонент губернатора мэр областного центра Вадим Булавинов оставил пост мэра и ушел на работу в Госдуму РФ, другие его критики Александр Хинштейн и Роман Антонов теперь курируют предвыборные кампании единороссов в других регионах», — уточнил руководитель Центра политических исследований ИГСО.
Он также предлагает разделить регионы на три подгруппы по уровню влияния оппозиции. В первой оппозиция имеет шансы на достойные результаты, благодаря сильной команде местных или федеральных политиков (Оренбургская область). Во второй определенные шансы оппозиции дает невысокая популярность областных властей среди части населения (Курская, Тамбовская, Кировская области). В третьей оппозиция ослаблена и только серьезные просчеты областных властей дают ей шанс на некоторый успех (республика Коми, Нижегородская область).
Нейжмаков обращает внимание, что в последние несколько лет «Единая Россия» традиционно побеждает на региональных выборах, получая меньше голосов, чем на парламентских, но больше, чем на прошлых выборах в соответствующие Заксобрания. По его мнению, большие трудности подстерегают «медведей» лишь на уровне отдельных муниципалитетов: «Эта закономерность определит и ближайшие региональные выборы. У КПРФ есть шанс на успех почти во всех регионах. Сложности могут возникнуть только в Дагестане, где партия в прошлый раз оказалась на грани проходного барьера и на Чукотке. На заметный успех партия может рассчитывать в Тверской (где партии может похвастаться прежними успехами на муниципальных выборах), Оренбургской (где партийный список возглавит Николай Харитонов ), Тамбовской областях. «Эсеры» могут получить высокий результат в Оренбургской области. Кроме того, их внимание явно сосредоточено на Курской области и Дагестане, где в партийные списки вошли члены центрального руководства партии и видные представители местных элит. ЛДПР может ровно выступить в большинстве регионов, но внимание стоит обратить на Адыгею. На прошлых выборах в Госсовет «либерал-демократы» не преодолели пятипроцентный барьер. Но на нынешних в их списках находится Нина Коновалова из » Союза славян Адыгеи «. На прошлых выборах малозаметная на федеральном уровне Российская объединенная промышленная партия при поддержке этой организации набрала здесь почти 13% голосов и заняла третье место».
На нынешних выборах вновь повторяется «казус Сумина», когда партии пытаются использовать имя отставного губернатора-«старожила». «На этот раз «Справедливая Россия» включила в свой список в Югре однофамильца экс-главы региона Александра Филиппенко . Оставившие должность губернаторы в 1990 и начале 2000 годов, как правило, оставались в политике. У региональных отставников последних лет такой возможности обычно нет — они обычно либо уходят в почетную ссылку, либо после скандальной отставки отсекаются от участия в серьезной политике. Но, когда их популярность среди части населения по-прежнему велика, у партий появляется соблазн приобрести этот ресурс хотя бы «бесконтактным способом» — поэтому и возникают такие казусы. Следует отметить, что губернаторы стали реже возглавлять списки «партии власти». В 2004-2007 годах такая ситуация означала, что у главы региона с единороссами натянутые отношения или он делает ставку одновременно на несколько партий, а его вхождение в список «Единой России», за редким исключением, гарантировала ей высокий результат. Теперь же отсутствие в списке губернатора говорит либо об их уверенности в его высоком антирейтинге, либо неукорененность недавно назначенного главы в данном регионе. Интересно, что удаление с политического поля слишком строптивых губернаторов старого призыва подчас все равно заставляет руководство «Единой России» идти на компромиссы на региональном уровне — но уже не с одним региональным лидером, а сразу с несколькими региональными группами влияния», — подытожил эксперт.
Напомним, 13 марта в России пройдет очередной Единый день голосования. На эту дату запланированы выборы регионального, муниципального и местного уровней.